Territorial structure of the exarchate of Africa of the Russian Orthodox Church at the present stage
Table of contents
Share
QR
Metrics
Territorial structure of the exarchate of Africa of the Russian Orthodox Church at the present stage
Annotation
PII
S221979310030542-9-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Tatyana Andreeva 
Occupation: Senior Lecturer, Department of Cartography and Geoinformatics, Institute of Earth Sciences; Senior Lecturer, Department of Physical Geography and Environmental Management, Faculty of Geography
Affiliation:
St. Petersburg State University
Herzen Russian State Pedagogical University
Address: Russian Federation, St.-Petersburg
Denis Orzhenovskii
Occupation: Research Engineer, Scientific Research Laboratory of Environmental Management, Geography Faculty
Affiliation: Herzen Russian State Pedagogical University
Address: Russian Federation, St.Petersburg
Pages
96-109
Abstract

Currently, the confessional structure of the world is experiencing various changes. One notable change is the spread of the activities of various religious organizations to those territories where they were previously either not present or minimally represented.

In particular, the Russian Orthodox Church, the largest of the Orthodox churches in the world, has launched extensive activities on the African continent in recent years, creating a new entity there — the Patriarchal Exarchate of Africa. The article presents the results of a study of the territorial structure of the exarchate that had developed by the end of 2023.The number of parishes included in the exarchate, known from open sources, was calculated, both for the exarchate as a whole and for its constituent dioceses and individual countries. Based on data on the geographical location of the parishes of the Exarchate of Africa, a map of their location has been compiled. A significant uneven distribution of parishes of the Russian Orthodox Church within the African continent has been revealed, including variations between the North African and South African dioceses within the exarchate, across countries, and within individual countries. The countries most suitable for the further development of the activities of the Russian Orthodox Church on the African continent have been identified.

Keywords
The Russian Orthodox Church, the Patriarchal Exarchate of Africa, parishes, dioceses, territorial structure
Received
07.04.2024
Date of publication
25.06.2024
Number of purchasers
2
Views
130
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Введение. В последние десятилетия конфессиональная структура мира переживает существенную трансформацию. Это касается всех мировых религий, в том числе и христианства. Христианство — самая крупная по числу приверженцев мировая религия, делящаяся на три основных направления: православие, католицизм и протестантизм. О миссионерской деятельности католиков и протестантов хорошо известно, как и об её результатах [1; 7; 8]. Об аналогичной деятельности православных церквей известно гораздо меньше, тем не менее она также ведётся. Распространению православия в Африке посвящён ряд статей, рассматривающих континент в целом [5; 6], страны Восточной и Центральной Африки [12], Уганду [4; 21; 25], Южно-Африканскую Республику [20]. Заметим, что в Уганде, помимо канонического православия, определённое развитие получило и такое направление, как старообрядчество [3].
2 Самая крупная из православных церквей современного мира, Русская православная церковь (Московский патриархат), в настоящее время активно расширяет «пространственный охват» своей деятельности. Миссионерская деятельность РПЦ охватывает значительное число стран мира [17], при этом наиболее успешными её направлениями в настоящее время являются Юго-Восточная Азия [13; 21] и Африка, где создаются новые епархии и приходы, ранее не существовавшие.
3 Проникновение Русской православной церкви в Африку началось ещё в XIX в., когда были предприняты попытки организации духовных миссий в Абиссинии (Эфиопии) и началось взаимодействие с африканскими религиозными организациями — Александрийским патриархатом, Коптской церковью и зависимой от неё в то время Эфиопской церковью [6; 9; 18; 26]. В дальнейшем деятельность РПЦ распространилась на страны Северной Африки, где после Октябрьской революции сформировались сообщества русских эмигрантов [11]. Следует отметить, что первоначально их храмы не входили в каноническое подчинение РПЦ, однако в дальнейшем частично присоединились к ней, частично же остались в составе Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), с 2007 г. ставшей самоуправляемой церковью в составе РПЦ1. При этом территория стран Африки рассматривалась как каноническая территория Александрийского патриархата [2], поэтому вся деятельность РПЦ на Африканском континенте производилась по согласованию с ним. В целом отношения между Московским и Александрийским патриархатами долгое время оставались дружественными [23].
1. Акт о каноническом общении. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 26.03.2024).
4 Тем не менее, 26 декабря 2019 г. произошёл разрыв отношений между Русской и Александрийской православными церквями. Непосредственной причиной его было то, что Александрийский патриарх Феодор объявил о признании одной из раскольнических групп, действующих на канонической территории Русской православной церкви2, что по церковным канонам рассматривается как вторжение в юрисдикцию другой церкви. Фактически же это стало следствием кризиса в отношениях между Московским и Константинопольским патриархатами, т. к. данная раскольническая группа была первоначально признана именно Константинополем, а затем — находившимся под его влиянием патриархом Феодором [24].
2. Журнал заседания Священного Синода от 26 декабря 2019 г. (№ 151). [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 16.02.2024).
5 После этого отдельные клирики Александрийской церкви, не согласные с решением патриарха Феодора, стали подавать прошения о переходе в Русскую православную церковь. За последующие два года такие прошения подали 102 клирика из 8 стран Африки (Нигерии, Камеруна, Кении, Танзании, Уганды, Руанды, Замбии и Мадагаскара).
6 29 декабря 2021 г. решением Священного синода РПЦ был образован Патриарший экзархат Африки3 (экзархат — церковная административно-территориальная единица, обычно объединяющая несколько зарубежных епархий, которым по каким-либо причинам требуется общее руководство). Он был подразделён на две епархии — Северо-Африканскую с центром в Каире и Южно-Африканскую с центром в Йоханнесбурге (ЮАР). Главой экзархата был назначен архиепископ (с 7 января 2022 г. — митрополит) Клинский Леонид (Горбачёв). С 11 октября 2023 г. он был освобождён от должности, а временное управление экзархатом поручено епископу Зарайскому Константину (Островскому), который 12 марта 2024 г. был утверждён в должности экзарха4.
3. Журнал заседания Священного Синода от 29 декабря 2021 г. (№ 100). [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 16.02.2024).

4. Журнал заседания Священного Синода от 12 марта 2024 г. (№ 30). [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 26.03.2024).
7 При учреждении экзархата Африки в его состав были приняты клирики, подавшие прошения о переходе в РПЦ. Также к экзархату были отнесены 6 приходов РПЦ, находившихся в различных странах Африки и являвшихся ставропигиальными (т.е. подчинявшихся напрямую патриарху, а не какому-либо епархиальному архиерею). В дальнейшем к экзархату присоединились и другие африканские священники, по данным на июль 2023 г. общее их число достигло 215 и продолжает расти5.
5. Давление Александрийской Церкви на Патриарший Экзархат Африки снизилось. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 16.02.2024).
8 Несмотря на то, что экзархат Африки существует всего лишь два с небольшим года, уже появился ряд работ, рассматривающих различные аспекты его деятельности [5; 10; 16]. Однако ни одна из них не затрагивает такой темы, как территориальная структура экзархата и географическое распределение его приходов (как по входящим в его состав епархиям, так и по отдельным странам). В то же время, как отмечается в статье Г. Н. Озеровой и др. [19], важна и пространственная составляющая, связанная с любыми объектами, процессами и явлениями, в т. ч. происходящими в церковной сфере.
9 География Русской православной церкви в целом и её зарубежных приходов в частности подробно отражена в готовящемся сейчас к изданию атласе «Русская Православная Церковь. Первая четверть XXI века. Статистика и пространство», ряд карт в котором составлен авторами данной статьи. Зарубежные приходы в нём приведены по состоянию на 1 февраля 2022 г. Однако за два года в деятельности Русской православной церкви на Африканском континенте произошли весьма существенные изменения, связанные с быстрым ростом числа приходов, частично перешедших из других православных юрисдикций (в первую очередь Александрийского патриархата) и неканонических религиозных объединений, частично вновь созданных.
10 Материалы и методы. Составление перечня приходов экзархата Африки и определение их географического расположения оказалось непростой задачей. Главной причиной этого было отсутствие сколько-нибудь подробных данных о приходах на сайте экзархата Африки (в отличие от экзархата Юго-Восточной Азии, а также других зарубежных подразделений РПЦ, на сайтах которых, как правило, приводятся списки приходов, а в ряде случаев имеются и карты их расположения). Вследствие этого упоминания об отдельных приходах пришлось искать в новостях экзархата на его сайте6 и в его официальной группе ВКонтакте7. Особенно важна была роль группы в начальный период существования экзархата, когда его сайт ещё не был создан, и когда происходило принятие в экзархат многочисленных приходов в разных странах Африки. В силу изложенных причин составленный список приходов не претендует на полноту и будет дополняться по мере поступления новых данных. Приходы в нём приведены по состоянию на 29 декабря 2023 г. (вторую годовщину создания экзархата), и, таким образом, приходы, ставшие известными позже, в него не включены.
6. Патриарший экзархат Африки. Новости. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 16.02.2024).

7. Группа Патриаршего экзархата Африки в ВК. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 16.02.2024).
11 Следует также отметить, что не все пункты, в которых расположены приходы экзархата Африки, удалось точно локализовать на картах (для локализации использовались карты Google8 и OpenStreetMap9). В ряде случаев, однако, была известна принадлежность нелокализованного пункта к конкретному округу либо другой административно-территориальной единице. В случае, когда в каком-либо округе оказывался лишь один нелокализованный приход, он ставился приблизительно в середину данного округа и подписывался на карте названием населённого пункта (с указанием, что локализация предположительна). Если же в одном округе находилось несколько нелокализованных пунктов, то ставился общий значок с подписью названия округа и количеством приходов, равным количеству нелокализованных пунктов в данном округе.
8. Google Maps. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 16.02.2024).

9. OpenStreetMap. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 16.02.2024).
12 Результаты. По приведённым данным были составлены две карты, показывающие географическое расположение выявленных приходов РПЦ в странах Африки. Одна из карт охватывает Африканский континент в целом, вторая — показывает страны Восточной Африки, для которых характерна наибольшая плотность приходов РПЦ в пределах континента (рис. 1, 2).
13

Рис. 1. Приходы Патриаршего экзархата Африки Fig. 1. Parishes of Patriarchal Exarchate of Africa

14

Рис. 2. Приходы экзархата в странах Восточной Африки Fig. 2. Parishes of the Exarchate in East Africa countries

15 Среди приходов экзархата Африки, показанных на картах, особым знаком выделены приходы, входившие в состав РПЦ до образования экзархата и являвшиеся ставропигиальными, т. е. подчинёнными не какому-либо епархиальному архиерею, а непосредственно патриарху Московскому и всея Руси.
16 Перейдём теперь к краткому описанию выявленных приходов по странам, рассмотрев сначала приходы Северо-Африканской епархии, а затем Южно-Африканской. Отметим, что первая из них включает страны, целиком лежащие в Северном полушарии, а также Сомали, небольшая часть которого заходит в Южное. Вторая же епархия охватывает страны, расположенные по обе стороны экватора (кроме Сомали) или же целиком к югу от него (входящие в состав этой епархии Республика Экваториальная Гвинея и Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи, почти полностью лежащие в Северном полушарии, тем не менее имеют территории и в Южном: у первой это остров Аннобон, у второй — часть острова Ролаш). В целом к Северо-Африканской епархии относится 31 страна, а к Южно-Африканской — 23.
17 В Египте, где первый храм РПЦ появился ещё в 1914 г.10, к моменту образования экзархата было два прихода — в Каире (молитвенная комната при посольстве России, созданная взамен церкви Дмитрия Солунского, арендовавшейся РПЦ у Александрийского патриархата с 1999 г. до разрыва отношений) и в популярном среди российских туристов курортном городе Хургада (с начала 2010-х гг., точный год установить не удалось). В 2022 г. к ним добавился храм св. Мины в Эль-Гизе (пригороде Каира), арендованный у Коптской православной церкви, и приход в другом курортном городе — Шарм-эш-Шейхе.
10. Беляков В. В. Русская православная церковь в Египте. Восточный архив, № 1 (27), 2013.
18 Из других стран Северной Африки приходы экзархата Африки есть в Тунисе и Марокко. В Тунисе за последние два года изменений не произошло: здесь действуют два прихода — в Тунисе и Бизерте, оба существуют с довоенных времён и с 1992 г. находятся непосредственно в составе РПЦ11. В Марокко к моменту образования экзархата существовал один приход, напрямую относящийся к РПЦ (в Рабате), и один приход подчинённой РПЦ Русской православной церкви заграницей (в Касабланке), летом 2022 г. перешедший в ведение экзархата Африки. Как и тунисские приходы, оба марокканских созданы в довоенный период, рабатский приход перешёл в ведение РПЦ в 1946 г.
11. Игумен Ростислав (Колупаев). Русские в Северной Африке. Обнинск, 2004.
19 В странах Сахельской зоны, где преобладающей религией является ислам, православие развития не получило. Здесь есть лишь один африканский по происхождению приход РПЦ в Буркина-Фасо, возникший в 2023 г. Также существуют два формирующихся прихода при российских посольствах — в Мавритании и Мали (оба с 2023 г.), при первом из них имеется часовня, при втором — поклонный крест, периодически проводятся богослужения.
20 Среди стран побережья Гвинейского залива, расположенных к западу от Нигерии, отдельные приходы есть в Кот-д'Ивуаре (с 2022 г.), Того и Бенине (в обеих странах — с 2023 г.). В каждой из перечисленных стран действует по одному приходу. При этом существует уникальная ситуация, когда один священник совершает богослужения в приходах четырёх стран: Кот-д'Ивуара, Буркина-Фасо, Бенина и относящегося к Южно-Африканской епархии Габона.
21 В Нигерии сосредоточена почти половина известных приходов Северо-Африканской епархии — здесь их 23. Важно отметить, что все они находятся на христианском юге страны (самый северный приход находится в столице страны — Абудже), в то время как на мусульманском севере их нет. Больше всего приходов сосредоточено в штатах Дельта и Бенуэ. Приходы Нигерии объединены в Нигерийское благочиние.
22 На территории Камеруна расположены 6 приходов, также образующих благочиние и находящихся в основном на юге страны. В соседней Центральноафриканской республике насчитываются 4 прихода (с лета 2022 г.), группирующихся вокруг столицы страны — Банги, где действует также школа им. Сергия Радонежского. Благочиние здесь не создано, т. к. священник на все приходы только один.
23 Следующая страна — Габон — относится уже к Южно-Африканской епархии. Здесь с 2023 г. существуют 5 приходов, которые до присоединения к РПЦ относились к неканоническим церковным организациям. Три прихода действуют в Республике Конго и пять — в Демократической Республике Конго, причём в последней они сосредоточены в районе Киншасы, на юге страны (в Катанге) и у Великих озёр. В этих двух странах первые приходы РПЦ появились весной 2022 г., а позже, с возрастанием их числа, были образованы благочиния.
24 В двух небольших странах, расположенных у Великих озёр, — Руанде и Бурунди — также имеются приходы Африканского экзархата. В Руанде их 4, а в Бурунди — 3, при этом в каждой стране действует своё благочиние. Руанда, как уже указывалось выше, была в числе первых африканских стран, священники которых были приняты в РПЦ, а в Бурунди первые приходы были приняты в Русскую церковь лишь в 2023 г.
25 В Уганде расположены 10 известных приходов экзархата Африки. Большинство из них находится на востоке страны, отдельные приходы встречаются на севере и в Центральной области, в том числе в столице — Кампале. Приходы каждой из трёх областей (Северной, Восточной и Центральной) образуют отдельное благочиние.
26 Наибольшее среди всех стран Африки количество приходов РПЦ сосредоточено в Кении. Здесь известны по местам своего расположения уже 62 прихода, но в действительности их должно быть больше. Так, весной 2022 г. в ходе миссионерской поездки священников РПЦ были приняты в состав экзархата 95 кенийских священников12, и число приходов вряд ли сильно меньше этой цифры. Приходы Кении объединены в 9 благочиний: Центральное, Меру, Ньери, Нанди, Вихига, Какамега, Лугари, Мигори-Кисии и Хома-Бэй, названные в основном по округам, в которых они расположены. При этом приходы первых трёх благочиний сосредоточены в центральной части Кении к северу от её столицы — Найроби, а остальных шести — группируются на сравнительно небольшой в масштабах африканского континента площади (примерно 40 тыс. кв. км), примыкающей к озеру Виктория.
12. Группа Патриаршего экзархата Африки в ВК. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 16.02.2024).
27 Значительно меньше приходов РПЦ в Танзании. Здесь известны 17 приходов экзархата Африки, сконцентрированных в двух резко отделённых друг от друга областях. Одна из них находится на северо-западе страны, между озером Виктория и государствами Руанда и Бурунди, другая же занимает полосу между столицей страны — Додомой и крупнейшим городом — Дар-эс-Саламом, простираясь несколько южнее прямой линии, соединяющей эти два пункта. В каждой из двух областей существует своё благочиние — Мванза у озера Виктория и Восточно-Танзанийское между Додомой и Дар-эс-Саламом.
28 В Замбии точно известен пока только один приход. Однако, как и в случае с Кенией, есть основания полагать, что на самом деле там их больше: весной 2022 г. в экзархат были приняты 3 замбийских священника13, кроме того, известно, что в Замбии есть своё благочиние. В то же время в соседнем Малави, начиная с весны 2022 г., образовались уже 24 прихода, также объединённых в благочиние и сосредоточенных в основном на юге страны — в длинном выступе, вклинивающемся в территорию Мозамбика. В самом Мозамбике пока существует лишь один приход (с 2023 г.), священник приезжает туда из Малави.
13. Группа Патриаршего экзархата Африки в ВК. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 16.02.2024).
29 На Мадагаскаре известны 12 учреждений РПЦ (цифра опять-таки, возможно, заниженная, так как количество священников в этой стране, перешедших в РПЦ, достигает 2014). Большинство из них — приходы, но есть и одна женская монашеская община (с лета 2022 г.), состоящая из одной монахини и нескольких послушниц15. На близлежащем острове Маврикий с 2023 г. формируется приход при посольстве России.
14. Группа Патриаршего экзархата Африки в ВК. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 16.02.2024).

15. Первая монашеская община Патриаршего Экзархата обустраивается в г. Амбатундразака на Мадагаскаре. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 16.02.2024).
30 В Южно-Африканской Республике существуют 6 приходов Африканского экзархата. Один из них — это созданный в 1998 г. русский приход в Йоханнесбурге с храмом Сергия Радонежского, остальные — африканские приходы, присоединившиеся к РПЦ в 2022–2023 гг. Также, помимо приходских храмов, в ЮАР есть приписанные к ним часовни, находящиеся в Йоханнесбурге и городе Тульбах Западно-Капской провинции, недалеко от Кейптауна (на карте не показаны).
31 Выводы. В последние два года Русская православная церковь добилась значительных успехов на африканском континенте. Так, если в конце 2021 г. существовали 6 приходов собственно РПЦ (без подчинённой ей РПЦЗ) в 4 странах, то к концу 2023 г. было известно уже по крайней мере 201 церковное учреждение, включая одну монашескую общину и три формирующихся прихода, а количество стран присутствия достигло 26, что составляет почти половину общего числа стран Африки. Усложнилась и епархиальная структура: вместо отдельных разрозненных приходов, не имевших единого руководства, созданы две епархии, объединённые в экзархат. Всего лишь за два года он практически сравнялся по числу учреждений с экзархатом Западной Европы, объединившим епархии, существующие с середины XX в., и значительно превзошёл образованный в 2018 г. экзархат Юго-Восточной Азии, в котором насчитывается 80 с небольшим приходов. По числу стран присутствия экзархат Африки опередил оба названных экзархата, вместе взятые: учреждения экзархата Западной Европы присутствуют в 11 странах, экзархата Юго-Восточной Азии — также в 11.
32 В распространении учреждений РПЦ в Африке присутствуют значительные территориальные различия. Так, в Северо-Африканской епархии, охватывающей более половины площади континента и превосходящей Южно-Африканскую епархию по общему количеству стран, насчитывается всего лишь 47 учреждений экзархата Африки (23 % общего числа), расположенных в 12 странах (39 % от числа стран, относящихся к этой епархии). В то же время Южно-Африканская епархия включает 154 церковных учреждения (77 % всех учреждений экзархата), размещённых в 14 странах (61 % всех стран данной епархии). Среди стран первое место по числу учреждений принадлежит Кении (62 выявленных прихода или 31 % общего числа учреждений экзархата), затем идут Малави (24 прихода, 12 %) и Нигерия (23 прихода, 11 %). Ещё в трёх странах — в Танзании, на Мадагаскаре и в Уганде — насчитывается от 10 до 20 приходов в каждой. Суммарно на перечисленные шесть стран приходится почти три четверти приходов РПЦ в Африке.
33 Таким образом, с точки зрения наметившихся в последние годы тенденций наиболее перспективным регионом для развития деятельности Русской православной церкви в Африке следует признать страны Восточной Африки — Кению, Танзанию, Уганду. В этих странах уже сформировалась определённая сеть приходов, но в то же время есть потенциал и для дальнейшего развития. Так, в Кении, по данным на 2009 г., из 38-миллионного населения православных было около миллиона, т. е. порядка 2,5 % общей численности16, другие источники оценивают долю православных в Кении в 1 %17. Большинство же населения относится к другим направлениям христианства — протестантизму и католицизму, но в определённых условиях может перейти в православие.
16. Древо: открытая православная энциклопедия. Найробийская епархия. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 18.03.2024).

17. Православная энциклопедия. Т. 32, с. 431-445. Кения. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2013.

References

1. Andreeva L. A. (2013), Christianity in tropical Africa (according to sociological research), Asia and Africa today, no. 3 (668), pp. 38–40. (In Russ.).

2. Blokhin V. S. (2014), History of Local Orthodox Churches, Yekaterinburg, 608 p. (In Russ.).

3. Bondarenko D. M. (2018), From Russia with faith: orthodox Old Believers in Uganda as a manifestation of cultural processes in contemporary Africa, Siberian Historical Research, no. 1, pp. 167–199. (In Russ.).

4. Bondarenko D. M., Tutorsky A. V. (2020), Orthodox Christians in Uganda: Social and Cultural Processes in African Christian Communities, Bulletin of the RFBR. Humanities and Social Sciences, no. 1, pp. 124–134. (In Russ.).

5. Voronina N. A. (2023), The African Exarchate of the Russian Orthodox Church (ROC): reasons for the establishment and prospects of further expansion, Asia and Africa today, no. 3, pp. 63–69. (In Russ.).

6. Gerd L. A. (2018), Russia and the Patriarchate of Alexandria in the 1840s–1870s (based on documents from St. Petersburg archives), St. Petersburg Historical Magazine. Research on Russian and universal history, no. 1 (17), pp. 139–162. (In Russ.).

7. Gorokhov S. A., Dmitriev R. V. (2019), Global Missionary Activities of Christian Churches in the 20th and 21st Centuries: The Spatial Aspect, Bulletin of Tomsk State University, no. 446, pp. 111–117. (In Russ.).

8. Gorokhov S. A., Dmitriev R. V., Zakharov I. A. (2018), Territorial development of Christianity in Africa in the 20th — early 21st centuries, Geography and natural resources, no. 1, pp. 207–214. (In Russ.).

9. Grigorieva S. V. (2023), Attempts to organize Russian Ecclesiastical Missions in Abyssinia and their fate, Christianity in the Middle East, vol. 7, no. 4, pp. 62–76. (In Russ.).

10. Ibrakhim A. A. (2023), Russian Russian Orthodox Church's African Exarchate and the Prospects of the Russian Language in Africa, Science for the benefit of humanity — 2023. Materials of the International Scientific Conference of Young Scientists. Articles by teachers and graduate students. Moscow, pp. 82–84. (In Russ.).

11. Kolupaev V. E. (2009), Russians in the Maghreb. The history of Russian communities in Africa in the XX century. Moscow, 416 p. (In Russ.).

12. Kolupaev V. E. (2015), Orthodoxy in Central and Eastern Africa, Studia Humanitatis, no. 1, p. 2. (In Russ.).

13. Kriazheva-Kartseva E. V., Idrus A. A. (2021), Missionary activities of the Russian orthodox church in Southeast Asia at the beginning of the 21st century, Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: The History of Russia, vol. 20, no.3, pp. 448–460. (In Russ.).

14. Litvinov A. V. (2017), Orthodoxy in Africa: history and prospects of development, Preschool and primary education: expanding the educational environment: Materials of the international conference of the Pedagogical Faculty of the Ushinskiy Yaroslavl State Pedagogical University, Yaroslavl, pp. 291–296. (In Russ.).

15. Lytus A. S., Abramov A. I. (2021), Orthodoxy in Africa, Proceedings of the Saratov Orthodox Theological Seminary, no. 15, pp. 106–121. (In Russ.).

16. Lvova E. S. (2023), Patriarchal Exarchate of Africa: results of work in 2022 — March 2023, Lomonosov readings. Oriental and African studies. Materials of the scientific conference, pp. 62-64. (In Russ.).

17. Nifontova N. A. (2022), The Mission of the ROC: History and Modernity, The Gospel in the context of modern culture. Collection of scientific articles of the X international scientific and practical conference, Lipich T. I., Dergalev S. M., Borisov S. N. (eds.), Belgorod, pp. 225–228. (In Russ.).

18. Nigusie Kassae V. Michael, Morozova N. N. (2021), Interaction of Russia and the Russian Orthodox Church with Christian communities in Egypt and Ethiopia in the second half of the 19th — early 20th century, Russian Journal of Church History, vol. 2, no. 4, pp. 26–36. (In Russ.).

19. Ozerova G. N., Andreeva T. A., prot. Kostromin K., Orzhenovskii D. V. (2022), Application methods and techniques of cartography of research the history of the Church, Geodesy, cartography, geoinformatics and cadastres. Production and education. Collection of materials of the IV All-Russian scientific and practical conference, St. Petersburg, pp. 282–289. (In Russ.).

20. Rashkovich K. (2019), The Orthodox Church in South Africa, The school of the young Africanist. Conference materials, no. 10, pp. 342–349. (In Russ.).

21. Ruban L. S., Ananyin M. A. (2021), The spread of Orthodoxy in Southeast Asia and the Role of the Russian Orthodox Church in the Region, Southeast Asia: actual problems of development, vol. 1, no. 1 (50), pp. 232–242. (In Russ.).

22. Tutorsky A. V. (2020), Visiting the Orthodox Christians in Uganda, Ethnodialogies, no. 1 (59), pp. 121–133. (In Russ.).

23. Chumachenko T. A. (2017), The Moscow Patriarchate and the Eastern Patriarchates: relations in the new Russian Statehood. The 1990s — the beginning of the XXI century, Magistra Vitae: electronic journal of Historical Sciences and Archaeology, no. 1, pp. 83–91. (In Russ.).

24. Yakovlev A. (2020), The crisis in relations between the Patriarchates of Constantinople and Moscow in the context of world politics, Religion and Society in the East, no. 4, pp. 26–66. (In Russ.).

25. Bondarenko D. M., Tutorskiy A. V. (2020), Conversion to Orthodox Christianity in Uganda: a hundred years of spiritual encounter with modernity, 1919–2019, Religions, vol. 11, no. 5, p. 223.

26. Denisova T. (2021), The first Russian religious missions to Ethiopia, Politics and religion journal, vol. 15, no. 1, pp. 49–64.

Comments

No posts found

Write a review
Translate