Миграционные потоки из стран Африки в Германию: взгляд аналитических центров
Миграционные потоки из стран Африки в Германию: взгляд аналитических центров
Аннотация
Код статьи
S221979310021406-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Поляченков Антон Вадимович 
Должность: стажёр
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
146-160
Аннотация

В статье рассматривается проблема нелегальной миграции из стран Африки южнее Сахары в Германию и другие страны Европейского союза, а также роль аналитических центров Германии в решении данной проблемы. Даётся краткое описание истории развития миграционной политики Европейского союза, а также сложности, с которыми приходилось сталкиваться. Описываются попытки решения данных проблем и опасности их игнорирования. На примере деятельности четырёх крупных аналитических центров Германии в статье прослеживается эволюция экспертизы по данному вопросу. Отмечается, что эксперты не всегда обращают внимание на данную проблему или пытаются решить её сообразно предпочтениям и пожеланиям политического истеблишмента. Приводятся примеры активного сотрудничества аналитических центров и политиков, ответственных за принятие решений, а также влияния немецкой экспертизы на формирование отдельных аспектов миграционной политики Германии и Европейского союза. Делается вывод о том, что аналитические центры вносят свой вклад в решение проблемы миграции из стран Африки южнее Сахары, но только в случае, если экспертиза в целом совпадает с видением решения проблемы немецкими и европейскими политиками.

Ключевые слова
Германия, Африка, миграция, аналитические центры, экспертиза, Европейский союз, принятие решений
Классификатор
Получено
07.08.2022
Дата публикации
22.11.2022
Всего подписок
10
Всего просмотров
382
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 Введение. В последнее время наблюдается повышенное внимание многих стран к африканскому континенту. Германия не является исключением. В период нахождения Ангелы Меркель на посту канцлера страна прошла долгий путь формирования собственного африканского направления внешней политики, в конечном счёте выбрав для себя фокус на социально-экономическое и гуманитарное сотрудничество. Германский бизнес активно начал инвестировать в африканский континент, а правительство разрабатывало проекты для поддержки развивающихся стран и раскрытия их экономического потенциала. Ярким примером таких инициатив является «план Маршалла для Африки», который стал едва не самым большим проектом Ангелы Меркель, направленным на помощь странам Африки, с которыми Германия укрепляет партнёрские связи.
2 Многие из подобных проектов реализуются в Африке не только исключительно из-за объективной необходимости развития континента, но и для того, чтобы способствовать решению проблемы активной миграции из стран Африки в Европу в поисках лучших условий жизни. Большинство при этом выбирает Германию в качестве страны назначения. Такие притоки человеческих ресурсов могут создавать проблемы для безопасности Германии и всего Европейского союза, поэтому возникает необходимость поиска эффективных решений.
3 Для этого политики нередко обращаются к экспертам аналитических центров. На сегодняшний день в Германии существует 266 таких центров. Их эксперты отмечают, что не стремятся к непосредственному влиянию на процесс принятия решений правительственными структурами, а лишь предоставляют необходимую информацию для того, чтобы эти решения были приняты верно и объективно [7]. При этом интересно отметить, что некоторые из таких центров финансируются напрямую государством или политической партией, при которой они функционируют [9]. Например, опубликованные за 2017 г. данные демонстрируют многомиллионные расходы политических партий на обеспечение работы своих аналитических центров — Фонд Фридриха Эберта и Фонд Конрада Аденауэра получили 170,7 и 167,1 миллионов евро от СДПГ и ХДС соответственно [24].
4 Таким образом, целью данной статьи является рассмотрение экспертизы аналитических центров Германии в вопросах миграции из стран Африки, а также роли экспертного мнения в принятии политических решений.
5 Для рассмотрения выбраны работы четырёх аналитических центров. Прежде всего стоит выделить Фонд Конрада Аденауэра, который обслуживает нужды Христианско-Демократической партии и сам заявляет о своей ключевой роли среди немецкого экспертного сообщества1. Достойным внимания является Немецкий институт международных отношений и безопасности, который интересен своим активным сотрудничеством с немецким правительством2. Кроме того, это один из крупнейших, если не крупнейший центр Германии, занимающийся вопросами внешней политики. Третьим центров выбран Кильский институт мировой экономики, основанный в 1914 г. Он занимает 18-е место в рейтинге лучших аналитических центров в сфере экономики в мире3. Кильский институт позиционирует себя как независимый центр, входящий в ассоциацию Лейбница — престижное объединение независимых исследовательских институтов Германии, финансируемое государством. Другим рассмотренным в статье аналитическим центром является Немецкий институт развития, основанный в 1964 г. В списке институтов, занимающихся исследованием политики развития, данный центр занимает третье место в мире4. Центр открыто позиционирует себя как вырабатывающий рекомендации для профильных министерств и ведомств Германии, прежде всего — Федерального министерства экономического сотрудничества и развития.
1. Die Konrad-Adenauer-Stiftung ist Deutschlands einflussreichster Think-Tank // Konrad Adenauer Stiftung. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения 07.08.2022).

2. Uber Stiftung Wissenschaft und Politik // Stiftung Wissenschaft und Politik. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения 07.08.2022).

3. McGann J.G. 2020 Global Go To Think Tank Index Report // Penn libraries, University of Pennsylvania. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения 07.08.2022)

4. Ibid.
6 История миграции из стран Африки в Германию и Европейский союз. Стоит сразу подчеркнуть, что миграция из стран Африки, в т. ч. и незаконная, имеет не так много общего с европейским миграционным кризисом 2014–2015 гг., даже несмотря на то, что часть беженцев, прибывших тогда на территорию ЕС, были выходцами из стран африканского континента. Кроме того, важно отметить, что на ранних этапах непросто вычленить немецкий подход к урегулированию миграции из общеевропейского, особенно необходимо сначала рассмотреть, как развивалась вся европейская миграционная политика в отношении мигрантов из стран Африки. Начать лучше всего с 1960-х гг., когда наблюдается увеличение потоков мигрантов из стран Северной Африки, в особенности из Туниса и Марокко. Рост их числа продолжается до 1973 г., когда происходит нефтяной кризис и обвал цен на нефть. Боясь чрезмерного наплыва мигрантов из Африки, европейские власти существенно ограничили въезд гражданам стран Северной Африки, а также стимулировали процесс воссоединения семей тех, кто успел мигрировать, создавая им такие условия, чтобы оставить их в Европе на постоянной основе [15, c. 1305–1322].
7 Ситуация изменилась с введением в 1992 г. эмбарго на воздушные перелёты в отношении Ливии5. В Триполи были вынуждены переориентироваться на страны Африки южнее Сахары, активно призывая жителей тех стран приезжать в Ливию на работу, т. к. в стране не хватало собственной рабочей силы [16]. Однако, когда трудовые мигранты прибыли в страну, они столкнулись с неприязнью со стороны местного населения, нередко сопровождавшейся вспышками насилия. Подобная ситуация не устраивала ливийское правительство, которое пошло на уступки и выработало ряд мер, ограничивающих трудовую миграцию. В результате прибывающим в Ливию гражданам стран Африки южнее Сахары необходимо было искать новые пункты назначения, а потому миграционные потоки были перенаправлены в Марокко, Тунис и другие страны, откуда мигранты традиционно отправляются в Европу. Африканцы присоединились к выходцам из Магриба, значительно увеличив приток мигрантов, в т. ч. нелегальных, в ЕС. К тому же часть африканцев попыталась мигрировать напрямую из Ливии [15, c. 1305–1322].
5. UN Security Council Resolution 748 (1992) // U.S. Department of the Treasury website. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения 07.08.2022).
8 Такое развитие событий привело к необходимости формирования в Европе эффективных мер, которые могли бы взять под контроль миграционные потоки. Теоретически у ЕС был выбор между формированием новой миграционной политики, которая подразумевала бы ужесточение контроля на границах и ограничение количество въезжающих мигрантов, и оказанием помощи тем регионам, откуда мигрантов прибывает больше всего, чтобы создать для них необходимые условия жизни и тем самым побудить их остаться.
9 В Европе выбрали первый путь, разработав в 1990 г. так называемую Дублинскую конвенцию, которая стала одной из первых попыток законодательно оформить миграционную политику ЕС. Принятие конвенции заняло 7 лет, за это время она претерпела ряд изменений и дополнений, которые были результатом разногласий между странами союза по ряду относящихся к данной сфере вопросов. Конвенция подразумевала изменения в процедуре подачи заявки на гражданство, значительно ограничивая возможности мигрантов. Так, им запрещалось подавать заявку сразу в несколько стран, а также путешествовать из страны в страну в поисках государства, которое может предоставить им убежище6. По мнению авторов конвенции, это позволило бы существенно уменьшить потоки нелегальных мигрантов, т. к. за каждую заявку теперь отвечало конкретное государство, которое, как следствие, несло ответственность за то, чтобы подавший её мигрант не нарушил никаких правил.
6. Convention determining the State responsible for examining applications for asylum lodged in one of the Member States of the European Communities // EU.LEX. Portal. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения 07.08.2022).
10 В дальнейшем конвенция была заменена на регламент, принятый сначала в 2003 г., а потом в 2013 г. В нём расширялись и уточнялись положения конвенции о миграции и рассмотрении заявок на убежище. Однако ни одна из редакций, как и в целом принципы, на которых эта система выстраивалась, не предполагали механизмов решения проблемы незаконного проникновения выходцев из других стран в Европейский союз. По сути, в 1990-е гг. в Европе общей политики в отношении нелегальной миграции не было в принципе, а страны-члены, если им было это необходимо, самостоятельно принимали соответствующие законы. Единственным инструментом защиты от мигрантов стало патрулирование границ, которое с начала 2000-х гг. начали проводить совместно с теми странами, из которых в Европу прибывало больше всего мигрантов [15, c. 1305–1322].
11 Ситуация изменилась с началом миграционного кризиса в Европе в 2015 г., при этом предпосылки к нему сложились ещё в 2011 г. Тогда в государствах Ближнего Востока и Северной Африки началась так называемая «арабская весна», череда протестов и восстаний, повлекшая смену правительства в ряде государств. Одновременно с этим началась военная операция сил НАТО в Ливии, направленная на поддержку оппозиционного правительства, боровшегося против режима Муаммара Каддафи, обвинённого в преступлениях против человечности. Все эти потрясения не просто заставили некоторых людей думать о том, чтобы бежать из своих стран в более безопасную и благополучную Европу, они существенно дестабилизировали обстановку в регионе, активизировав различные террористические группировки, одной из которых оказалось запрещённое в России «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) [6].
12 Результатом миграционного кризиса стало не только огромное количество беженцев, постоянно прибывающих на территорию Европы. Он также обнажил ряд проблем Европейского союза, таких как непроработанная миграционная политика, отсутствие единства ценностей и взглядов на отдельные вопросы, невозможность оперативно координировать те или иные действия и нежелание ряда брать на себя часть ответственности. Кризис также продемонстрировал неудовлетворённость населения существующей политикой европейских правительств и рост популярности правых партий, выступающих за ужесточение миграционного законодательства.
13 Экспертиза проблемы миграции из стран Африки. Естественно возникающий вопрос — почему экспертное сообщество вовремя не обратило внимание на недостатки европейской миграционной политики и не приняло соответствующих мер. Ответ заключается в том, что африканское направление в начале 2000-х гг. не так сильно интересовало экспертов. Многие их работы касались, прежде всего, решения проблем безопасности или/и бедности на континенте. Среди экспертов рассматриваемых центров интерес к нелегальной миграции проявляли в основном сотрудники Немецкого института международных отношений и безопасности, который в 2000-е годы опубликовал ряд статей по данной теме. Основные мысли можно свести к нескольким тезисам: 1. Миграционная политика должна разрабатываться всеми европейскими странами совместно и включать в себя механизмы контроля границ, учёта мигрантов и обмена данных [2]; 2. Патрулирование границ является неэффективной мерой, т. к. проблемы, из-за которых африканцы бегут в Европу, остаются [26]; 3. Германия и ЕС должны способствовать решению африканских проблем и установлению мира на континенте, однако только лишь оказания гуманитарной помощи недостаточно [25].
14 Ещё одним из рассматриваемых центров, публиковавшим статьи по теме, является Немецкий институт развития, в 2009 г. выпустивший доклад «Развитие через «круговую миграцию»?» за авторством Андреа Гарсии и Асие Озтюрк [13]. Опередившая время, статья описывает механизм миграции, при котором граждане, например, африканских стран, приезжают на работу в Европу, а потом уезжают обратно в Африку, где приобретённый ими опыт поможет для модернизации местного производства. О таком подходе вновь заговорили спустя несколько лет, когда Германия всерьёз взялась за сотрудничество с африканским континентом, и принимать мигрантов по такому принципу стало выгодно для содействия устойчивому развитию.
15 С началом «арабской весны» число статей по теме миграции стало расти. Так в феврале 2011 г. вышла статья доктора политических наук, эксперта Немецкого института международных отношений и безопасности Аннергет Бендик «Когда Европа серьёзна», где ситуация на Ближнем Востоке рассматривалась через призму возможного притока беженцев в страны ЕС. Автор говорит о невозможности насадить демократию извне, укоряя Европу в недостаточной поддержке стран региона в борьбе за демократию. По её мнению, одной из причин волнений на Ближнем Востоке является безработица, и если Европа будет принимать мигрантов из данного региона и трудоустраивать их, попутно демонстрируя преимущества демократического режима, недовольство ближневосточного населения сойдёт на минимум, а в арабских странах начнутся демократические преобразования, причём достаточно мирными методами [8].
16 В 2013 г. Штеффен Ангенендт, Маркус Энглер и Ян Шнайдер опубликовали статью «Европейская политика в отношении беженцев», в которой не просто проанализировали существующие механизмы миграционной политики, их сильные и слабые стороны, но и предложили свой план по реформированию существующей политики. Важность данной работы заключается в том, что именно в ней предложена система квот, которая основывается на показателях ВВП, населении и уровне безработицы [3]. Авторы также сетовали на то, что в Европе по-прежнему отсутствует проработанная и совершенная миграционная политика, которая способна урегулировать вызовы, подобные миграционному кризису. Отмечалось, что предложенная экспертами система позволит решить проблему лишь в краткосрочной перспективе и должна стать своего рода ступенью фундамента для разработки дальнейшей законодательной системы [3].
17 Другой немецкий аналитический центр, Фонд Конрада Аденауэра, до начала миграционного кризиса посвящал проблеме крайне мало статей. В основном они рассматривают трудовую миграцию африканцев в Германию и содержат рекомендации относительно того, как помочь выходцам из стран Африки успешнее интегрироваться в европейское общество [33]. Карлиас Абмайер и вовсе называет подобную ориентацию немецкой миграционной политики «моральным долгом» страны [1]. Для экспертов Фонда ключевым становится не вопрос решения африканских проблем для предотвращения неконтролируемой миграции, а вопрос подготовки Германии к африканским мигрантам и их адаптации.
18 В свою очередь, Немецкий институт развития снова подходит к вопросу миграции в Европу с нестандартного ракурса обзора. В статье Изабель Шафер «Миграция в Европу — Северная Африка как европейский пограничник?» [27] речь идёт как о необходимости поддержки стран Магриба, которые принимают на себя волну мигрантов из стран Африки южнее Сахары, так и об обеспечении безопасности самих мигрантов, которые, ожидая открытия для них европейских границ, рискуют быть вовлечёнными в торговлю людьми или иные преступные схемы. Ни Европа, ни Германия не могут рисковать жизнями этих людей и допускать ущемления их прав.
19 Примерно с 2017 г. свои статьи по теме начинают публиковать эксперты Кильского института мировой экономики. Деннис Сноуэр в своём комментарии для немецкого издания «Вельт» говорит о важности создания особых экономических зон, которые решат проблему безработицы и позволят значительно уменьшить миграционные потоки [30]. По мнению Сноуэра, африканцам не нужно будет стремиться в страны, которые, по их мнению, являются более процветающими, если их родина будет не менее процветающей и богатой.
20 Другой эксперт института, Маттиас Люкке, опубликовал статью «Управление и использование миграции» [23], в которой заявил, что справиться с нерегулируемой и нелегальной миграцией может помочь разрешение африканцам приезжать в Европу, в частности в Германию, для работы и учёбы, получения навыков, необходимых потом на родине. Люкке, по сути, повторяет идею своих коллег из Немецкого института развития о круговой миграции, приспосабливая её под изменяющуюся реальность и в дальнейшем заручившись поддержкой этой инициативы от экспертов других аналитических центров [28].
21 С течением времени позиции экспертов разных аналитических центров менялись. Так, в последние годы среди экспертов Немецкого института международных отношений и безопасности наблюдается отход от традиционной поддержки немецкой и европейской политики к её критике. Например, Джудит Воррат в статье «Сдерживание нелегальных миграционных потоков на африканской границе» утверждает, что просто так давать деньги на развитие стран Африки и развивать необходимую для контроля миграционных потоков не следует, поскольку это не учитывает ряд важных деталей, таких, как отношения между странами континента, высокий уровень коррупции и систематические нарушения прав человека [31]. Схожую мысль высказывают и Штеффен Ангенендт, Чарльз Мартин-Шильдс и Бенджамин Шравен в своей работе «Больше развития — активнее миграция?». Они оспаривают тезис о том, что существует прямая зависимость между финансированием и экономическим развитием страны и количеством мигрантов, а также повторяют идею о необходимости рассматривать и учитывать все факторы для урегулирования соответствующих процессов [4]. Наконец, серьёзный анализ ситуации с миграцией из Африки в Европу проводится в масштабном исследовании Анны Кох, Аннетт Вебер и Изабель Веренфельс «Кому выгодна миграция?». Эксперты приходят к выводу, что Европе не должно быть безразлично, с кем выстраивать сотрудничество для регулирования миграционных потоков, призывая авторитарные правительства к уважению прав и свобод граждан, а также подчёркивая, что запретительные меры, используемые ЕС для охраны границ, крайне неэффективны [19]. Похожий вывод просматривается в статье Дэвида Киппа, Надины Кнапп и Амрея Майера «Отрицательные санкции и внешняя миграционная политика ЕС» [18], в которой авторы рассматривают инструменты давления Брюсселя на другие страны, в т. ч. на африканском континенте, для формирования архитектуры миграционных процессов по европейским правилам. Они подчёркивают, что подобные приёмы не вяжутся с попытками Европейского союза создать образ друга и партнёра, поскольку важный аспект отношений выстраивается не на доверии и диалоге, а на давлении и санкциях.
22 Эксперты Фонда Конрада Аденауэра как правило одобряют действия немецкого и европейского правительства в своих редких статьях и исследованиях на эту тему. Например, в рамках Европейско-африканского форума по миграции, прошедшего в 2018 г. с участием ряда правительственных структур экспертами фонда, была высказана поддержка основным инициативам ЕС, в частности, необходимости финансирования стран Африки ради повышения их экономического потенциала и, как следствие, сокращения числа нелегальных мигрантов7. Это повторяет сформулированный ранее тезис о том, что жители стран Африки не могут покидать родину без причины, а если решить те проблемы, которые существуют в данных странах, люди будут меньше уезжать в другие государства на заработки или в поисках лучшей жизни [17]. В целом же, как отмечают эксперты, сотрудничество между ЕС и странами африканского континента активно развивается и совершенствуется, хотя как именно это происходит — никто не уточняет [32].
7. Afrikanisch-Europäisches Forum zu Migration // Konrad Adenauer Stiftung. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения 07.08.2022).
23 Критические замечания экспертов Фонда теперь публикуются в разделе «политическое мнение», организованном в виде блога, в котором своё мнение может публиковать каждый отдельный эксперт. Например, по теме миграции статью «Миграция как выход из положения» [20] выложил Владимир Крек, глава нигерийского подразделения Фонда. Описывая состояние нигерийской экономики и причины, по которым многие жители страны бегут в ту же Германию, Крек с сожалением констатирует, что в политических обсуждениях вопросов взаимодействия со странами Африки южнее Сахары тема миграции зачастую игнорируется, ей не придаётся должного значения, а тех мер, которые применяют для решения африканских проблем, пока недостаточно. Впрочем, это, пожалуй, единственный пример критики экспертов Фонда по данной теме, что даёт возможность говорить о нём скорее как об исключении из общего правила.
24 Немецкий институт развития не уделяет вопросам миграции много внимания, стараясь фокусироваться на данной теме в случае её сопряжения с темой устойчивого развития Африки или подходя с необычных углов. Так, Ева Дик и Бенджамин Шравен в статье «Внутренняя африканская миграция как вызов для региональных организаций» [10] утверждают, что Германия при формировании миграционной политики должна рассматривать процессы внутри африканского континента, неоднородного по своему этническому и политическому составу, поскольку именно она является той движущей силой, что перемещает массы африканских граждан и нередко провоцирует конфликты, столкновения и кризисы. Впрочем, конкретных рекомендаций эксперты не дают — и такая тенденция наблюдается во многих работах института.
25 Активно по вопросам миграции высказываются эксперты Кильского института мировой экономики, больше всех — Маттиас Люкке, ведущий исследователь института, бывший старший экономист МВФ. Люкке активно поддерживает идею поощрения миграции из стран Африки в Европу и, в частности, в Германию [22]. По мнению эксперта, миграция является одной из основных опор немецко-африканского партнёрства, т. к. приносит экономическую выгоду обеим сторонам, однако ЕС и, в частности, Германии как ключевому европейскому актору стоит продемонстрировать готовность к сотрудничеству и принять во внимание важность вопроса миграции для африканских стран [21].
26 Важным исследованием Маттиаса Люкке стал его доклад «Европейские и африканские перспективы миграционной политики и политики представления убежища: в поисках точек соприкосновения» [11], написанный в соавторстве с другими экспертами института. Доклад посвящён новому европейскому миграционному пакту, который должен быть принят в этом году, но пока находится на стадии доработки8. По мнению Люкке, ЕС не может навязывать свои условия странам Африки, есть необходимость предварительного обсуждения и консультаций по всем пунктам. Кроме того, стоит принять во внимание значение миграции для социально-экономического развития Германии и Африки. Лишение африканцев права работать в Европе лишит страны континента притока денежных средств, что обязательно должно компенсироваться, если Брюссель и Берлин настаивают на сокращении числа мигрантов.
8. A New Pact On Asylum And Migration And Accompanying Legal Proposals // Legislative train schedule. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения 07.08.2022).
27 С Люкке согласен его коллега Габриэль Фельбермэйр, который еще в 2019 г. в статье «Пакет законов о миграции вряд ли повлияет на миграцию» [12] заявил, что новые правила установят нереально высокую планку для прибывающих в Германию мигрантов. Многие африканцы даже не имеют доступа к высшему образованию, а, по мнению авторов закона, наличие образования должно стать обязательным условием для въезда в страну. Фельбермэйра поддерживает Андреас Бакхаус, который в своём исследовании «Навыки на африканском рынке труда и предпосылки для миграции в Европу» [5] приходит к выводу, что квалификация африканских рабочих крайне низкая, а всё из-за недостатка образования, которое они не могут получить в текущих условиях. Бакхаус заключает, что, если Германия хочет для себя высококлассных специалистов, ей необходимо, с одной стороны, выполнять свои обещания по развитию системы образования в Африке, а с другой — следить, чтобы миграция в конечном счёте не превратилась в «утечку мозгов». Пока сложно судить, будут ли все замечания учтены в европейских нормативно-правовых актах, но будет весьма опрометчиво со стороны Брюсселя игнорировать доводы экспертов.
28 Роль экспертного обеспечения в урегулировании миграционных потоков из стран Африки. Сопоставление предложений экспертов по повестке с реальным положением дел в сфере миграционной политики осуществляется намного проще, чем, например, в сфере военно-политического сотрудничества Германии и стран АЮС, возможно по причине того, что вопросы миграции активно обсуждаются в СМИ. Тем не менее, при анализе сходств и различий позиций политиков и экспертов нужно принять во внимание один важный фактор — функционирование принципа «вращающихся дверей», позволяющего бывшим чиновникам уходить в аналитические центры, а бывшим исследователям становиться политиками. В этой связи следует особо выделить Штеффена Ангенендта, т. к. его влияние среди немецких экспертов весьма велико. Ангенендт являлся советником в Немецком министерстве экономического сотрудничества и развития, а также неоднократно выступал консультантом для различных международных организаций и институтов, включая Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Европейскую комиссию9. Такой богатый практический опыт в дальнейшем способствовал значительному повышению авторитета Ангенендта среди политических кругов — его неоднократно приглашали в Бундестаг для консультаций по вопросам миграции.
9. Steffen Angenendt // Stiftung Wissenschaft und Politik. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения 07.08.2022).
29 Коллега Ангенендта Аннегрет Бендик в 2014 г. работала в отделе политического планирования МИД ФРГ10, что могло стать важным фактором для принятия Берлином предложенных экспертом механизмов трудоустройства мигрантов для демонстрации им преимуществ демократического режима. А работа по системе квотирования, описанная выше, была опубликована в качестве отдельной книги [29] и растиражирована многими аналитическими центрами. В 2015 г., хотя и с некоторыми отвечающими текущему положению дел изменениями, она была, в конечном счете, принята Европейским союзом в качестве дорожной карты11. Бендик также активно приглашают на консультации в Бундестаг по самым разным темам и активно цитируют многие высокопоставленные деятели политических партий12, что свидетельствует об её участии в политических консультациях или влиянии на выбор принимаемых решений.
10. Annegret Bendiek // Stiftung Wissenschaft und Politik. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения 07.08.2022).

11. Migrant crisis: EU's Juncker announces refugee quota plan // BBC News. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения 07.08.2022).

12. Wie schützen wir Wahlen und unsere Demokratie angesichts neuer hybrider Bedrohungen? // Die Gruenen. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения 07.08.2022).
30 Разумеется, все эти предположения относятся к разряду наилучших объяснений, поскольку имеющиеся факты позволяют гипотезе об использовании немецким правительством идей экспертов аналитических центров идеально вписаться в объяснение того, как те или иные меры были разработаны. В Берлине оценили идею с «круговой миграцией», приглашениями студентов для повышения квалификации и приобретения необходимых для работы навыков. Тем не менее, важно учесть, что восприятие аналитики политическими деятелями разнится в зависимости от её содержания. Как утверждают некоторые исследователи европейских аналитических центров, очень часто политиками в ЕС воспринимается только та информация, которую они хотели бы услышать [14]. Например, была услышана идея о том, что непринятие мигрантов, равно как и неспособность европейских стран договориться между собой, создаёт потенциальную угрозу для европейского сообщества, его целостности, подрывает основные ценности, на которых базируется Евросоюз. В то же время мысль о необходимости реформирования нормативно-правовой системы, на которой базируется миграционная политика, а также мысль о необходимости военной поддержки была проигнорирована или услышана избирательно. Например, Дублинская система не претерпела коренных изменений. Кроме того, замечания экспертов о необходимости разработки новых подходов к выстраиванию отношений с Африкой для урегулирования миграционных процессов не воспринимаются политиками, поскольку это означает, что традиционная политика ЕС и, в частности, Германии должна быть существенно изменена, и уже нельзя будет полагаться только на финансирование. Это же будет означать, что все вложенные деньги были потрачены если не впустую, то крайне неэффективно. Разумеется, ни Брюссель, ни Берлин не могут на это пойти, поэтому закрывают на критику глаза.
31 Выводы. Из всего проанализированного материала можно сделать вывод, что аналитические центры Германии не соответствуют описанию так называемых «пограничных структур». В отношениях между властью и экспертами превалирует инструменталистский подход, и факты, представленные в статье, подтверждают этот тезис. Центры очень хотят стать «пограничной структурой», что демонстрируют различные конференции и круглые столы, на которых происходит попытка выстроить некий «мост» между политиками и исследователями, но этих усилий недостаточно, и в результате деятельность центров сводится либо к помощи в разработке политической стратегии, либо к помощи в обосновании целесообразности ее применения.

Библиография

1. Abmeier K. Migration nach Deutschland gerecht gestalten // Konrad Adenauer Stiftung. [Электронный ресурс]: URL: https://www.kas.de/veranstaltungsberichte/detail/-/content/migration-nach-deutschland-gerecht-gestalten1 (дата обращения 07.08.2022).

2. Angenendt S. Irregulare Migration als internationales Problem // Stiftung Wissenschaft und Politik. [Электронный ресурс]: URL: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/studien/2007_S33_adt_ks.pdf (дата обращения 07.08.2022).

3. Angenendt S., Engler M., Schneider J. European Refugee Policy // Stiftung Wissenschaft und Politik. [Электронный ресурс]: URL: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/comments/2013C36_adt_engler_schneider.pdf (дата обращения 07.08.2022).

4. Angenendt S., Martin-Shields C., Schraven B. More development — more migration? // Stiftung Wissenschaft und Politik. [Электронный ресурс]: URL: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/comments/2017C40_adt_etal.pdf (дата обращения 07.08.2022).

5. Backhaus A. Skills in African Labor Markets and Implications for Migration to Europe // Kiel Institute for the World Economy. [Электронный ресурс]: URL: https://www.ifw-kiel.de/fileadmin/Dateiverwaltung/MEDAM-Webseite/KWP_2150.pdf (дата обращения 07.08.2022).

6. Barry A. Europe’s dilemma: Immigration and the Arab Spring // Foreign Policy in Focus. [Электронный ресурс]: URL: https://fpif.org/europes_dilemma_immigration_and_the_arab_spring (дата обращения 07.08.2022).

7. Beitzer H. Die Gedankenmacht // Züddeutsche Zeitung. [Электронный ресурс]: URL: https://www.sueddeutsche.de/politik/think-tanks-in-deutschland-die-gedankenmacht-1.1006138 (дата обращения 07.08.2022).

8. Bendiek A. Wenn es Europa ernst ist // Stiftung Wissenschaft und Politik. [Электронный ресурс]: URL: https://www.swp-berlin.org/kurz-gesagt/wenn-europa-es-ernst-meint/ (дата обращения 07.08.2022).

9. Borchard M. Political Think Tanks — What they can, what they can’t, what they should do // Konrad Adenauer Stiftung. [Электронный ресурс]: URL: https://www.kas.de/c/document_library/get_file?uuid=c7bbfaf2-008b-ad5f-e27b-4933fec0a962&groupId=252038 (дата обращения 07.08.2022).

10. Dick E., Schraven B. Migration Innerhalb Afrikas Als Herausforderung Für Die Afrikanischen Regionalorganisationen: Die Beispiele IGAD und ECOWAS // Deutsches Institut für Entwicklungspolitik. [Электронный ресурс]: URL: https://www.die-gdi.de/externe-publikationen/article/migration-innerhalb-afrikas-als-herausforderungfuer-die-afrikanischen-regionalorganisationen-die-beispiele-igad-und-ecowas/ (дата обращения 07.08.2022).

11. European and African perspectives on asylum and migration policy: Seeking common ground // Kiel Institute for the World Economy. [Электронный ресурс]: URL: https://www.ifw-kiel.de/fileadmin/Dateiverwaltung/IfW-Publications/Matthias_Luecke/European_and_African_perspectives_on_asylum_and_migration_policy__Seeking_common_ground/MEDAM_Assessment_Report_2020_Full_report.pdf (дата обращения 07.08.2022).

12. Felbermayr G. Gesetzespaket zu Asyl und Migration wird Migration kaum beeinflussen // Kiel Institute for the World Economy. [Электронный ресурс]: URL: https://www.ifw-kiel.de/de/publikationen/medieninformationen/2019/gesetzespaket-zu-asyl-und-migration-wird-migration-kaum-beeinflussen/ (дата обращения 07.08.2022).

13. Garcia A., Öztürk A. Entwicklung Durch „Zirkuläre Migration“? // Deutsches Institut für Entwicklungspolitik. [Электронный ресурс]: URL: https://www.die-gdi.de/die-aktuelle-kolumne/article/entwicklung-durch-zirkulaere-migration/ (дата обращения 07.08.2022).

14. Geddes A. Relationships between Research and Policy on Migration in the European Union: A Practice-Based Analysis. // Robert Schuman centre for advanced studies. [Электронный ресурс]: URL: http://cadmus.eui.eu/bitstream/handle/1814/29519/RSCAS_2014_06.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения 07.08.2022).

15. Haas. H. The Myth of Invasion. The inconvenient realities of African migration to Europe // Third World Quarterly. 2008. № 29 (7).

16. Hamood S. African transit migration through Libya to Europe: the human cost // The American University in Cairo. [Электронный ресурс]: URL: http://www.migreurop.org/IMG/pdf/hamood-libya.pdf (дата обращения 07.08.2022).

17. „Keiner verlässt sein Land ohne Grund!“ Die Ursachen von Flucht und Migration // Konrad Adenauer Stiftung. [Электронный ресурс]: URL: https://www.kas.de/veranstaltungsberichte/detail/-/content/-keiner-verlaesst-sein-land-ohne-grund-die-ursachen-von-flucht-und-migration (дата обращения 07.08.2022).

18. Kipp D., Knapp N., Meier A. Negative Sanktionen und auswärtige EU Migrationspolitik // Stiftung Wissenschaft und Politik. [Электронный ресурс]: URL: https://www.swp-berlin.org/publikation/negative-sanktionen-und-auswaertige-eu-migrationspolitik/ (дата обращения 07.08.2022).

19. Koch A., Weber A., Werenfels I. Migrationsprofiteure? // Stiftung Wissenschaft und Politik. [Электронный ресурс]: URL: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/studien/2018S03_koc_web_wrf.pdf#page=75 (дата обращения 07.08.2022).

20. Kreck V. Flucht als Ausweg // Konrad Adenauer Stiftung. [Электронный ресурс]: URL: https://www.kas.de/de/web/die-politische-meinung/artikel/detail/-/content/flucht-als-ausweg (дата обращения 07.08.2022).

21. Lücke M. Asyl und Migration: Die EU muss Kooperation mit Afrika stärken // Kiel Institute for the World Economy. [Электронный ресурс]: URL: https://www.ifw-kiel.de/de/publikationen/medieninformationen/2020/asyl-und-migration-die-eu-muss-kooperation-mit-afrika-staerken/ (дата обращения 07.08.2022).

22. Lücke M. Keine Angst vor der Massenzuwanderung aus Afrika // Kiel Institute for the World Economy. [Электронный ресурс]: URL: https://www.ifw-kiel.de/de/publikationen/das-ifw-in-den-medien/2018/december/keine-angst-vor-der-massenzuwanderung-aus-afrika/ (дата обращения 07.08.2022).

23. Lücke M. Migration steuern und nutzen // Kiel Institute for the World Economy. [Электронный ресурс]: URL: https://www.ifw-kiel.de/de/publikationen/medieninformationen/2017/migration-steuern-und-nutzen/ (дата обращения 07.08.2022).

24. Lutz M., Muller U. Parteinahe Stiftungen kosten Steuerzahler 581 Millionen // Welt. [Электронный ресурс]: URL: https://www.welt.de/politik/deutschland/article173425205/Bundestag-581-Millionen-Euro-fuer-parteinahe-Stiftungen-bewilligt.html (дата обращения 07.08.2022).

25. Mair S. Refugees from Africa // Stiftung Wissenschaft und Politik. [Электронный ресурс]: URL: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/comments/comments2004_16_mrs_ks.pdf (дата обращения 07.08.2022).

26. Parkes R. Joint patrols at the EUs southern border // Stiftung Wissenschaft und Politik. [Электронный ресурс]: URL: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/comments/comments2006_21_pks_ks.pdf (дата обращения 07.08.2022).

27. Schäfer I. Migration Nach Europa — Nordafrika Als Grenzwächter Europas? // Deutsches Institut für Entwicklungspolitik. [Электронный ресурс]: URL: https://www.die-gdi.de/die-aktuelle-kolumne/article/migration-nach-europa-nordafrika-als-grenzwaechter-europas/ (дата обращения 07.08.2022).

28. Schmieg E. Handelspolitik kann nur begrenzt Fluchtursachen bekämpfen // Stiftung Wissenschaft und Politik. [Электронный ресурс]: URL: https://www.swp-berlin.org/publikation/handelspolitik-kann-nur-begrenzt-fluchtursachen-bekaempfen/ (дата обращения 07.08.2022).

29. Schneider J., Engler M., Angenendt S. European Refugee Policy: Pathways to Fairer Burden-Sharing. Sachverständigenrat deutscher Stiftungen für Integration und Migration GmbH (SVR), 2013.

30. Snower D. Dieser Plan soll Flüchtlinge in Afrika halten // Kiel Institute for the World Economy. [Электронный ресурс]: URL: https://www.ifw-kiel.de/de/publikationen/das-ifw-in-den-medien/2017/july/dieser-plan-soll-fluechtlinge-in-afrika-halten/ (дата обращения 07.08.2022).

31. Worrath J. Containing illicit flows at African borders // Stiftung Wissenschaft und Politik. [Электронный ресурс]: URL: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/comments/2017C23_vrr.pdf (дата обращения 07.08.2022).

32. Zwischen Krisenbekämpfung und Nachhaltigkeit — eine Zwischenbilanz der Europäischen Migrations- und Flüchtlingspolitik // Konrad Adenauer Stiftung. [Электронный ресурс]: URL: https://www.kas.de/documents/252038/253252/7_dokument_dok_pdf_51814_1.pdf/be330e2e-03f1-2ec7-d332-cb4bbeda445e?version=1.0&t=1539647773108 (дата обращения 07.08.2022).

33. Zwischen zwei Welten? Erfolgreiche Integration von Afrikanern in Deutschland // Konrad Adenauer Stiftung. [Электронный ресурс]: URL: https://www.kas.de/documents/252038/253252/7_dokument_dok_pdf_32966_1.pdf/6170e57a-b479-bb67-e762-afda97151bd2?version=1.0&t=1539656380165 (дата обращения 07.08.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести